Секс в браке

Секс в браке
  • Брак — не просто взаимные ограничения и обязанности. Тесный физический контакт способствует даже синхронизации некоторых физиологических процессов супружеской пары — температуры тела, частоты сердцебиений, гормональных циклов, вплоть до того, что пик уровня тестостерона в крови мужа наступает параллельно повышению его у жены в соответствующий момент менструального цикла, что предположительно способствует также синхронизации их эротических желаний. Вместе с тем некоторые мужские субстанции, в частности подмышечные выделения, активизируют и способствуют нормализации женского менструального цикла (Катлер У. Прети Д., 1984). Нейроэндокринные механизмы такой синхронизации не вполне ясны; некоторые исследователи предполагают, что посредническую функцию выполняют, как и у животных, феромоны, хотя их наличие у человека остается гипотетическим (Cenforce 150, Levifil-20, Tadarise 20). Однако синхронизация некоторых физиологических процессов может быть следствием не только сексуальной, но и психологической близости. Например, синхронизация сердцебиения в ряде случаев наблюдалась у однополых индивидов, не связанных сексуальными отношениями, но вовлеченных в решение какой-то общей задачи и близких друг другу психологически. Супружеская пара, как и личность, обладает духовной и психофизиологической индивидуальностью, единство которой не ограничивается сексуальной сферой.

Психологическая совместимость супружеских пар

  • Консультативная служба брака и семьи остро нуждается в психодиагностических тестах, позволяющих определять и прогнозировать психологическую совместимость супружеских пар в долгосрочной перспективе. Интересны в этом плане работы американского психолога Зика Рубина, который предложил сравнительно простую методику предсказания развития взаимоотношений влюбленной пары на основе любви и симпатии, расположения, т. е. чувств, которые обычно выражаются посредством слова «нравится». Уже в обыденной речи «любовь» и «расположение» различаются не только количественно (любовь как высшая степень расположения), но и качественно. «Расположение» — более или менее недифференцированная положительная установка, отношение к другому человеку, в котором доминирует оценочный момент. Нравиться может только тот, кто обладает какими-то положительными или желаемыми качествами, или кому приписывают их. В любви это не обязательно. Любовь — не расположение, а напряженная потребность в данном человеке, влечение к нему, страстное желание обладать им, заботиться о нем, быть ему нужным независимо от оценки его качеств. Любимый может и не нравиться, а тот, кто нравится, далеко не всегда любим. Руководствуясь этими идеями, Рубин разработал две отдельные шкалы — любви и расположения, по 13 пунктов в каждой. Шкала любви включает пункты, измеряющие степень привязанности («Если мне одиноко, моя первая мысль — разыскать X»), заботы («Если бы X чувствовал себя плохо, мой первейший долг был бы поддержать его») и интимности («Я чувствую, что могу буквально во всем довериться X»). Шкала расположения измеряет, насколько благоприятно испытуемый оценивает данного человека по ряду качеств (зрелость, приспособленность, интеллект, здравомыслие) и насколько он склонен считать этого человека похожим на себя. Применение этих шкал к 182 парам студентов Мичиганского университета, связанных отношениями ухаживания, показало, что «любовь» и «расположение» действительно не совпадают, причем показатели по шкале любви позволяют предсказать вступление молодых людей в брак гораздо точнее, чем показатели шкалы расположения. На этой основе Рубин сумел достаточно точно предсказать, какие из обследованных пар поженятся, а какие разойдутся. Ныне эта методика широко применяется американскими психологами.
  • Но данным С. И. Голода, удовлетворенность браком и уровень психологической интимности тесно связаны с взаимным расположением, симпатией, занимающей «доминантное положение» в структуре супружеской интимности.

Разграничение ценностей супружества

  1. Однозначное, строгое разграничение ценностей супружества невозможно. Понятия «симпатии», «интимности» могут интерпретироваться по-разному и накладываться друг на друга. С. И. Голод справедливо указывает, что, кроме бытовой адаптации, духовной интимности, сексуальной гармонии и взаимной симпатии, существенным фактором благополучного длительного брака является личностная автономия супругов, возможность сохранять и проявлять свою индивидуальность. Значение этого фактора особенно существенно для мужчин, хотя сами они (еще одна иллюстрация патриархального атавизма) склонны недооценивать и в чем-то ущемлять индивидуальность своих жен. Все эти факторы не в состоянии просчитать никакие ЭВМ.
  2. Во всех сколько-нибудь сложных культурах любовь, во всяком случае в высших ее проявлениях, описывается не в натуралистических, а в религиозно-философских и эстетических терминах, ценностно-аксиологически. Для приобщения к культуре, как и для познания человека, недостаточно «внешнего» рассмотрения, включения в систему объективных причинно-следственных связей (объяснение). Тут требуется иное, внутреннее, проникновение, понимание, основанное на диалоге.
  3. Почему я говорю здесь об этих тривиальных вещах? Потому что они тоже имеют практическое значение. Если любовь — запретный для науки сюжет, а без нее сексуальная мотивация заведомо неполна, то невозможна и психология сексуальности, сексология ограничивается изучением простейших, элементарных форм сексуального поведения. Если, напротив, наука — альфа и омега всего, а чего она не может, просто не заслуживает внимания, то люди должны так же почтительно взирать на статистические выкладки, как некогда — на божественные заповеди.
  4. Однако именно этого нельзя делать. В том, что касается человеческой жизни, наука дает не столько рецепты, сколько пищу для самостоятельных размышлений, помогающих индивиду выработать собственный стиль жизни и душевного творчества, высшим проявлением которого становится любовь.